«Рыбка» – механическая игрушка в старотульском стиле

«Рыбка» – механическая игрушка в старотульском стиле

Необычный старинный письменный прибор, который изготовили тульские мастера ещё в XVIII в., стал одной из отправных точек для современного художника-оружейника Олега Семёнова в создании очень необычной работы – ножа-игрушки «Рыбка».

«Рыбка» – механическая игрушка в старотульском стиле

Идея ножа «Рыбка» родилась у меня ещё в конце 2000 г. Предполагалось, что клинок будет кованный из дамаска, рукоять литая, а подставка – из хрусталя (её планировалось заказать у мастеров из города Гусь Хрустальный). Этот набросок был опубликован заведующим Сектором оружия Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» Игорем Комаровым в журнале «Оружие» в январе 2004 г. в качестве одной из иллюстраций к статье о моих работах. Идея с эскиза получила своё продолжение через несколько лет. Творческие поиски привели меня к смене техник исполнения и материалов, да и сама форма рукояти приобрела другие очертания, однако по своей сути это была всё та же «Рыбка» с эскиза 2000 г.

Дума об этой работе жила внутри меня и периодически возвращалась с новыми идеями. В конце концов появилась шальная идея – а не сделать ли внутри рукояти механизм, который «заставит» «Рыбку» двигаться? В противовес этому примерно тут же стали появляться вполне резонные вопросы: «А чем будет этот нож? Ножом-пародией? Да и нож ли это получится вообще? А зачем пихать в нож хитрую механику? Только чтобы загрузить свою голову и сделать нестандартную вещь?». Совместно с тем я испытывал сильное желание начать трудиться над «Рыбкой» без какого-либо теоретического обоснования своих мыслей-противоречий.

«Рыбка» – механическая игрушка в старотульском стиле

Где-то в это же время мне на глаза попалась старая книга «Шедевры тульских оружейников» и в ней меня очень заинтересовал один из экспонатов Оружейной Палаты. Это был пистолет с чернильницей и подсвечником. Воронёная сталь, без каких-либо украшений… Полёт творческой мысли, любовь к сюрпризам и курьёзам привёл русских оружейников к созданию этого абсолютно нестандартного образца оружия. Изящный, не без кокетства оформленный дорожный пистолет, сделанный на тульском оружейном заводе в 1768 г. и подаренный в 1782 г. тульскими мастерами Екатерине II, был очень удачным симбиозом оружия с чисто бытовыми предметами, столь же необходимыми в дороге, как и пистолет. Вот и ответы на мои вопросы! И мне враз стало ясно, что «Рыбка» будет ножом-игрушкой.

Непосредственно к работе над «Рыбкой» я приступил враз затем весеннего «Клинка-2006». В наш век электроники, когда трудно, а иногда практически невозможно понять, как работают сложные электронные механизмы, захотелось возвратиться во времена механики. Моя «Рыбка» должна была стать предметом, в котором есть только оси, винтики-шпунтики всякие, которые можно было бы покрутить, повертеть и полностью осознать, как работает целый механизм.

Клинок у этого ножа как бы указывает – в какую сторону плывёт (или ныряет) рыбка. Само тело подвижное, полностью повторяет движения рыбы в воде (даже если держишь её в руках – полное впечатление, что она движется!). И, что интересно, такое чувство не только у меня – проверял на других. И такая подвижность не мешает зафиксировать нож в ладони. Голова, плавники, хвост тоже поворачиваются. Все детали, одна относительно иной, перемещаются жёстко, не разболтанно. Получился нож из 135 деталей, каждая из которых сделана вручную. Среди них есть очень простые детали, а есть и очень сложные. Естественно, определённые группы деталей объединены в неразборные блоки.

«Рыбка» – механическая игрушка в старотульском стиле

А в целом, всю конструкцию можно разбирать. Формировать композицию, придавать «Рыбке» необходимый поворот тела, плавников, хвоста можно по своему усмотрению в любой момент. Можно, не разбирая её, заглянуть, правда слегка, внутрь – посмотреть, как она работает. Предварительная проработка узлов конструкции была сделана в конце апреля 2006 г. Это совершенно ещё не значило, что работа пойдёт именно в этом направлении, но уже пришла убеждённость, что сама идея вполне реализуема. Хотя сомнения в том, хватит ли мне на это конструкторских способностей и, что самое главное, «технических» возможностей? «Технических» – это сказано чересчур смело, так как по большому счёту задание стояла только одна – постараться не применять в работе станочного парка, чтобы не зависеть от жёстких рамок механической обработки и максимально приблизиться к скульптурному началу. Из станков я себе позволил только сверлильный, а изначально вообще простую ручную электрическую дрель. Стоит отметить, что на одном из этапов именно ручная дрель позволила сделать определённую работу с надлежащей точностью и минимальными затратами.

«Рыбка» – механическая игрушка в старотульском стиле

Сущность этого технологического процесса состоит в следующем: сверление ручной дрелью, при минимальной подаче свёрла, позволяет с минимальной погрешностью совместить оси отверстий, просверленных ранее на сверлильном станке сверлом меньшего диаметра в двух соединяемых в звено деталях каркаса. Этот переход необходимо было сделать для всех деталей, идя по всей цепочке «от головы к хвосту рыбы». При обращении к профессиональным фрезеровщикам для каждой из деталей потребовался бы серьёзный чертёж, а от самого мастера – работа со сложной базировкой на точнейшем станке. И, одновременно, не было никакой гарантии, что эти детали, в конечном счёте, враз же получатся рабочими, то есть пригодными для создания формы, и их не придётся впоследствии переделывать. Отказавшись от станков, я пошёл по-другому чисто русскому пути – добавил к знаниям и точному расчёту смекалку, которая компенсировала минимальный комплект инструментов.

На эскизе тело рыбки (считая и голову) было разбито на 6 сегментов. Изначально это показалось достаточным. Рукоять ножа сначала была вылеплена из пластилина в натуральную величину, а затем набросок скорректирован до соответствующих размеров. При долгом подборе толщины главной несущей конструкции, для каркаса был подобран размер – 10 мм. Диаметры поворотных баз (в первых звеньях – это 4 первых осевых соединения.) – 7 мм, оси в первых звеньях – 4 мм. В следующих звеньях все размеры уменьшались в соответствии со скульптурной толщиной тела рыбки. Отмечу, что в этот момент уже стало не 6, а 7 сегментов. Все детали каркаса предварительно собирались на фальшоси. Фальш-ось, или подставная ось, была необходима для работы на промежуточных, подгоночных этапах, она позволяет, во-первых,- окончательно приработаться деталям конкретного узла; во-вторых,- скоро собирать и разбирать узлы, что немаловажно при работе над конструкцией.

На этом этапе был сделан каркас, имитирующий движение рыбы в воде, и затем необходимо было добавить этой основе форму тела (боковые пластины), заставить плавники и хвост двигаться, голову – пучить глаза. Для окончательного соединения деталей каркаса из множества вариантов деталей, а именно: осей, винтов, шпилек, я выбрал, как мне думается, самую простую и эффективную деталь – ось-винт (винт без головки, со шлицом на оси). Изначально предполагалось, что каждая ось-винт будет держаться в резьбовом соединении каркаса только за счёт силы затяжки винта и минимальной силы трения промеж осью и отверстием. Поэтому особое внимание уделялось точности посадки (подгонки по диаметру) в схеме: отверстие – вал. Основное – это отверстие, только под него подгонялся размер вала; посадка с небольшим натягом. Так как всё сделано из металла на основе меди, то никаких присадок для притирки деталей не применялось. Но, в конечном счёте, оказалось, что резьбовое соединение не столь надёжно, и к концу работы встала необходимость прорабатывать и этот момент, оси потом окончательной притирки начали самопроизвольно вывинчиваться.

«Рыбка» – механическая игрушка в старотульском стиле

Базовая деталь рыбки – её голова. Крепление клинка с одной стороны и каркаса тела с иной обязывала отнестись к этой детали с повышенной ответственностью. Первым делом надобно было создать рукоять, изначально только каркас (без боковых пластин, плавников и хвоста), то есть сделать и соединить все детали с 1-й до 7-й. А затем, соблюдая ось симметрии, посадить в первую деталь по месту клинок. Крепление плавников и хвоста, схема их работы и построение были продуманы предварительно и в нескольких вариантах. А из многого выбраны самые рациональные решения. Плавники близко головы и спаренные плавники на брюхе рыбки крепятся не на осях каркаса, как верхний и нижний плавники, построение их крепления разработана порознь.

Одна из задач состояла в том, чтобы рисковать конструкционно объединить правильность их расположения на теле рыбки и то, чтобы они минимально мешали хвату руки. Поэтому «голову» пришлось слегка удлинить, добавив к ней доля «тела». Верхний и нижний плавники непременно должны были «держать» форму: верхний – не проваливаться, а нижний – не провисать! И это помимо того, что они непременно должны двигаться, то есть промеж соединёнными в один узел деталями должна быть определённая воля. Два противоречия в одном узле, разрешение – выверенность всей размерной цепочки через подбор на практике необходимого размера каждой детали. Для этого необходимо было прорисовать в натуральную величину все элементы.

«Рыбка» – механическая игрушка в старотульском стиле

Из металла каждому элементу плавника была придана окончательная форма и отделка. Симметричные детали враз сделаны попарно. Элементы плавников держатся на кольцах, именно они позволили влиять на размерную цепочку в узлах (плавниках) для подбора окончательного размера. Взамен колец рассматривался вариант шарнирного соединения, но по ряду причин был отклонён. Все отверстия в элементах засверлены ручной дрелью (сверло диам.1.0 мм), детали держал руками, место засверливания сначала кернил. В каком месте сверлить отверстия под соединительные кольца или какие под них делать пазы рассматривалось в каждом конкретном случае. Первоначально плавники были собраны на фальш-оси, а затем проверки их работы их пришлось собрать на заклёпки, сделанные с помощью сверлильного станка из латунных сапожных гвоздиков. Для верхнего плавника стояла самая сложная задание – сделать так, чтобы он как можно меньше мешал ладони, то есть либо складывался, либо уходил в сторону. При разработке этого элемента была придумана складывающаяся металлическая построение, но она по виду и конструкционным особенностям уж очень сильно отличалась от всех других плавников, поэтому от неё просто пришлось отказаться в пользу художественного образа. К плюсам конструкции, когда отдельные детали соединены в один элемент на кольца, говорило то, что этот плавник, во-первых, слегка складывается и поворачивается, а во-вторых, этот нож создавался явно не для работы им, следовательно, можно было не со столь жёсткими требованиями приближаться к удобству хвата руки.

«Рыбка» – механическая игрушка в старотульском стиле

К этому добавлю, что когда нож был уже полностью сделан, стало ясно, что даже с такой рукоятью «на шарнирах» нож можно фиксировать в ладони достаточно крепко и уверенно. Хвост, о нём можно сказать только одно – его крайние, несущие детали приклёпаны к последней детали каркаса заклёпкой, сделанной из латунного гвоздя, и поэтому воля движения у него только поперёк рукояти ножа. Затем завершения формирования рукояти открылись некоторые недочёты в форме одиночных плавников (верхнего и нижнего), конструкции крепления всех плавников к каркасу, работе колец и т.д.

Плавники немного того, что выбивались их видового ряда, но и в принципе верхний плавник не стал трудиться так, как задумывалось до начала работы над ним. А именно верхний плавник не был сделан складывающимся в сторону, что позволяло бы ему не упираться в ладонь. Поэтому напрашивалось само собой полностью изменить конфигурацию этого плавника, а заодно и нижнего, для более правильного хвата руки и достижения большей художественной схожести всех плавников и хвоста рыбки. В принципе верхний плавник был первым, отсюда и его форма «ощетинившегося ерша» с попыткой придать ему большую свободу движения в необходимые мне стороны через большее количество практически вертикально расположенных звеньев. Переход к уменьшению числа звеньев в верхнем и нижнем одиночных плавниках и изменением их конфигурации изменил общий вид рукояти и её хват.

«Рыбка» – механическая игрушка в старотульском стиле

Для того чтобы не позволить кольцам, соединяющим звенья, раскрываться в процессе эксплуатации ножа, все они были спаяны на серебряный припой. Разборных соединений стало значительно меньше, но улучшилось качество всей конструкции. Ещё одним слабым звеном в рукояти остались оси плавников. Мной предполагалось, что все эти оси будут держаться в каркасе за счёт силы трения, но так как им пришлось много «работать» при сборке, то оси стали слегка выскальзывать из посадочных мест, а это показывало бессилие конструкции в основных местах. Предстояло решить задачу: как оставить возможность плавникам поворачиваться и одновременно не позволить им выходить из каркаса? Ответ был найден – создать винты, которые входили бы заточенным на конус остриём в пазы на осях плавников и главное – найти места для их расположения в каркасе.

Все эти доработки изменили количество деталей рыбки. Теперь в конструкции ножа 130 деталей. Некоторые из них собраны в неразборные блоки это: голова, хвост, плавники, боковые пластины с первых трёх блоков и все элементы каркаса. Задание по разметке чешуи под гравировку встала передо мной на самом последнем этапе, когда очень жалко, мягко сказать, было всё испортить, чересчур много сил было уже положено. А ведь изначально чешуя продумывалась как лежащая на теле рыбки отдельными, пусть даже и большими, как у зеркального карпа, чешуйками. Было разработано несколько вариантов её крепления к боковым пластинам. Остановило несколько обстоятельств: первое – большие затраты времени на реализацию этой идеи; второе – полученные размеры боковых пластин (толщина и свободные места с внутренней стороны) указывали насколько всё должно быть мелким и сложным; третье – неимение необходимых станков для такой работы. Чешуя нарисована сначала с помощью чёрного маркера с последующей окончательной разметкой чертилкой полного рисунка каждой чешуйки.

«Рыбка» – механическая игрушка в старотульском стиле

Эта задание оказалась одной из самых сложных. Природа расположила чешую у живой рыбы по строгим геометрическим правилам, да и сама чешуя на теле не просто заходит одна под другую, а вокруг плавников она вообще хитро расположена и непрерывно меняет свой размер. Разметку я начал с боковых поверхностей при полном повороте всего тела (на сжатие) в одну из сторон, а уже затем разметки с двух сторон шла разметка верхней части рыбки. Ближе к хвосту у меня появилась возможность добиться явного показа боковой линии, которая, кстати, у настоящей рыбки идёт по всему телу. Гравировка чешуи гравёрными резцами была невозможна из-за конструкции самих пластин, поэтому гравировал непривычным для себя инструментом – бормашинкой. Природа создала тело рыбы для движения в воде, полностью повторить такое в металле было сложно, но что-то маленькое, я надеюсь, «перенять» от природы удалось.

Насколько удачно – судить зрителям.

Работа над подставкой началась с выбора подходящего растения и последующей проработкой всей конструкции подставки. Выбор растения выпал на валлиснерию, образующую густые заросли. Композицию можно располагать как в аквариуме, так и просто на подставке. От такого изменения пространственных рамок впечатление от «Рыбки» меняется очень сильно. И какой из двух этих видов более выигрышный – определять зрителю, для меня они равноценны. И в том, и в другом методе показа работы есть свой шарм. И открывается несколько вариантов экспонирования этой композиции: как при различном освещении, даже с верхней подсветкой, такой, что используется для аквариумов с живыми рыбками и растениями (или вообще без оного), так и возможность свободно менять её местоположение в пространстве.

МЕХАНИЧЕСКАЯ ИГРУШКА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ «РЫБКА» ТУЛА, 2007 г.

ТВОРЕЦ – Олег Сергеевич Семёнов.

ЗАГОТОВКА ДЛЯ КЛИНКА – Наталья Александровна Забелина, кузнец.

ТЕХНИКИ ИСПОЛНЕНИЯ: ковка, резьба, гравировка, позолота, ювелирная техника, работа по камню, оксидирование.

МАТЕРИАЛЫ: дамаск, жёлтый (позолота рыбки) и белый (растение и камень) металлы, металлы медной группы (рыбка), алюминий (стойки аквариума), агат (подставка), тигровый глаз (глаза рыбки), гранит (на дне аквариума), стекло, орех (подставка под аквариум).

РАЗМЕРЫ НОЖА:

общая длина клинка с рукоятью – 28 см,

длина клинка – 16.8 см,

ширина клинка у пяты – 3 см.

РАЗМЕРЫ АКВАРИУМА:

длина – 35 см,

ширина – 17 см,

вышина – 16.5 см.

Текст: Олег Семенов
Комплект: Седов И.А.

.

Оставить комментарий

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .