Мощнейший из наилегчайших

Мощнейший из наилегчайших

ПТРК «Метис» стал самым простым и дешёвым противотанковым комплексом поколения «2+»

Это служит предметом постоянных споров как среди учёных, так и среди любителей техники: как, по каким критериям распознавать поколения, к какому отнести тот или иной образчик? И применительно к нашей теме: считать ли выпускаемые теперь отечественные противотанковые ракеты изделия ми ещё второго или уже третьего поколения? Этот спор не столь беспредметен, как может показаться, стоимость ему – большие деньги и, может быть, большая кровь…

Итак, ПТРК малой дальности «Фагот» (см. «Оружие» №7, 2007 г.) пошёл в серию, настало время задуматься о его преемнике, ибо ни научно-техническое развитие, ни потенциальный соперник останавливаться не собирались. Сохраняя основу – поражение танка во фронтальную проекцию, автоматическая выработка управляющих команд в пульте управления и передача их на ракету по проводу – что можно и нужно усовершенствовать? Сперва всего, продолжили упрощение (а значит,-удешевление) ракеты.

Мощнейший из наилегчайших

ПТУРы наглядно продемонстрировали свою эффективность, и танкисты начали с ними сражаться. В данном варианте «противоборства меча и щита» существенно повысить сила ракеты пришлось (и удалось) чуть позже. Увеличить её скорость – очень сложно и это переводит снаряд в иной класс (уже не носимых, а возимых средств). Остаётся одно: запустить столько ракет, чтобы у противника не хватило средств борьбы с ними! Но для этого цена каждой ракеты нужно снижать… За счёт чего?

Боевую доля (БЧ) лучше бы, наоборот, нарастить. Двигатель сильно удешевить не получится. Но на управляемой ракете есть ещё система управления, и в частности – входящий в неё гироскоп. Он нужен хотя бы затем, чтобы в предельно упрощённом одноканальном способе управления, ставшем для ПТУР уже типовым, определять, в какой момент какую команду («вправо-влево» или «вверхвниз») подавать. А это нужно?

Нет, решили в тульском КБП. Ракета ведь всё равно вращается со скоростью 7-12 об/мин, полёт её всё равно отслеживается аппаратурой наведения (которая используется часто и может быть дороже). Так пусть эта же аппаратура отслеживает и угол поворота ракеты вдоль своей оси!

Мощнейший из наилегчайших

Мощнейший из наилегчайших

Управляемая ракета 9М115 упрощена до предела: самым сложным прибором в ней является взрыватель, без которого всё равно не обойтись. Зато нет гироскопа: сама ракета вращается, а на конце одного из крыльев закреплён трассер. В полёте он оставляет спиральный след, по которому автоматика (совмещённая с пусковой установкой, ПУ) определяет ориентацию осей ракеты в данный момент и выдаёт команду на манёвр.

Передаётся та по проводам в установленную в носовой части ракеты одноканальную рулевую машинку. Никаких источников энергии для неё нет: как и у предыдущих тульских изделий, в этом качестве используется набегающий поток воздуха. Конструкторы повозились с деталями рулевой машинки, которые нынче отливаются из пластмассы – дешевле при массовом производстве просто не придумать!

Противотанковый управляемый ракетный комплекс 9К115 «Метис» в составе ракеты 9М115 в транспортно-пусковом контейнере, станка 9П152 и прибора наведения 9С116 (но не забудем устройства для проверки и ЗИП…) был принят на вооружение Советской армии в 1978 г.

Пусковая установка и четыре ракеты Разумеется, в транспортно-пусковых контейнерах) «Метиса» переносятся расчётом из двух человек, один несёт 17-кг вьюк №1 с ПУ и одной ракетой, иной – 19,4-кг вьюк №2 с тремя ракетами. Позднее в комплект добавился 5,5-кг тепловизионный прицел 1ПН86ВИ «Мулат-115», позволяющий обнаруживать цели на дистанции 3200 м, а идентифицировать – на 1600 м. Однако в таком виде «Метис» оставался недолго…

Вскоре потребовалось увеличить – и очень сильно – бронепробиваемость противотанковых ракет: потенциальный соперник начал обвешивать танки динамической защитой. Прием борьбы с ней известен только один – тандемная БЧ из двух кумулятивных зарядов. Первый из них вызывает срабатывание защитного заряда (или детонирует его), а вторая потом этого бьёт уже в «голую» броню. Ко всему прочему, это означает, что параметры кумулятивных БЧ и расстояние промеж ними должны быть увязаны промеж собой, что значительно влияет на размеры и конструкцию боеприпаса.

В отличие от «Конкурса» (см. «Оружие» №8, 2007 г.), никакой возможности добавить ещё одну головку в ту же ракету в «Метисе» не было. Её решили делать на тех же принципах (отслеживание ориентации по трассёру, рулевой привод от набегающего воздуха…), с той же аппаратурой наведения, но новую, под требуемые массы и размеры БЧ. Получилась 9М131.

Калибр вырос в полтора раза, масса – в два. В полтора раза удалось увеличить максимальную дальность стрельбы, но главное – бронепробиваемость возросла с 500 до 900 мм!

Компоновка 9М131 в дальнейшем использовалась ещё в нескольких изделиях КБП. Впереди размещена передняя кумулятивная БЧ (это называется «предзаряд»). За ней – пневматическая рулевая машинка, затем – маршевый твердотопливный двигатель торовой формы. Причём это форма не топливного заряда, а корпуса двигателя! А осевой проём большого диаметра служит для пропуска кумулятивной струи главный БЧ, размещённой враз за двигателем.

Мощнейший из наилегчайших

Такая схема вызывает определённую критику, однако позволила создать компактную и дешёвую ракету огромной разрушительной силы – ПТУР пробивает 3-м толщу бетона! Кстати, это важно: поскольку система управления позволяет поражать не только бронемашины, но и другие цели – лишь бы оператор её видел – «Метис-М» широко используется для стрельбы по фортификационным сооружениям. Для этого сделали даже специальную модификацию ракеты -9М131Ф с 4,95-кг термобарической («объёмной») боевой частью.

Комплекс 9К115-2 «Метис-М» был принят на вооружение Российской армии в 1992-м. Он тоже переносной, но потяжелее: вьюк №1 с ПУ и одной ракетой весит 25,1 кг, а №2 (с двумя ракетами) – 28 кг.

…А можно ли отнести «Метис» и «Метис-М» к третьему поколению ПТРК? Вряд ли. Ведь по-прежнему оператор обязан видать цель при стрельбе, автоматика управления, совмещённая с пусковой установкой,- отслеживать ракету в полёте, а команды подаются по проводам…

Сергей Александров,

рисунки Михаила Шмитова,

фото Сергей Суворов

.

Оставить комментарий

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .