Очередной провал кремлёвской политики

Очередной провал кремлёвской политики

Это даже провалом назвать нельзя. Иначе как сознательной сдачей России, кремлёвской властью, назвать нельзя.
Оригинальное название статьи “Россия теряет базар истребителей”. Но на мой взор название не отражает всей катастрофичности происходящего в стране.

Позиции российских авиастроительных компаний “Сухой” и “МиГ” на мировом рынке оружия могут серьезно измениться. У Китая появились враз три аналога российских истребителей Су-27/30 и МиГ-29 – это J-10, J-11 и FC-1.

В ближайшие годы Пекин планирует построить и продать не менее 1200 модификаций этих истребителей, в том числе и для собственных ВВС. Тем самым не только потеснив Россию на ее традиционных рынках, но и став основным производителем недорогой, высокоэффективной авиационной техники. Первым сигналом этого стало заявление командующего ВВС Малайзии генерала Родзали Дауда о возможности закупки именно в Китае комплектующих к российским истребителям, стоящим на вооружении малазийских ВВС.

– Китай вырос до уровня региональной сверхдержавы и является обладателем передовых технологий, – заявил генерал Родзали Дауд. – Он может помочь нам во многих областях, предположим в техническом обслуживании и снабжении запчастями истребителей Су-30.

Королевские ВВС Малайзии имеют в своем составе 18 истребителей Су-30МКМ российского производства. Однако их техническое обслуживание – “краеугольный камень” всего российского экспорта вооружений и военной техники. Москва месяцами “волынит” поставки запчастей. Из-за этого та же Малайзия вынуждена была полностью отказаться от эксплуатации наших МиГ-29. Не создали мы и часто обещанный центр технического обслуживания в Индии, откуда оперативно могли бы доставляться запчасти во все страны региона, эксплуатирующие наши истребители. В итоге в эту нишу беспардонно вторгся Китай.

Впрочем, конфликт интересов возник еще в 2003 году, когда Китай отказался продлевать российскую лицензию на производство истребителей Су-27СК в Шэньяне. Из 200 заказанных комплектов для самостоятельной сборки он купил меньше половины. Объяснив отрицание низкими боевыми возможностям самолета, Китай сконцентрировался на собственном проекте J-11B (SB, H, C), один в один копирующем наш Су-27/30. На все протесты Москвы Пекин ответил, что J-11 – совсем не копия российской машины, а собственная разработка, на 70% состоящая из китайских комплектующих. Хотя это также нарушало российско-китайские договоренности.

По китайской оценке, лицензионное производство Су-27СК “продвинуло” технологический уровень Шэньянской авиастроительной корпорации на 20-25 лет вперед. А творение истребителя J-11B явилось новым качественным скачком для китайского авиапрома и его Вооруженных сил.

На аэрокосмическом салоне “МАКС-2009″ “Известия” спросили главу компаний “Сухой” и “МиГ” Михаила Погосяна: не представляют ли китайские копии Су-27 угрозы российскому экспорту истребителей?

– Копия никогда не бывает лучше оригинала, – уклончиво ответил Погосян.

Легкий истребитель FC-1 также появился не без участия России. Его разработка велась при содействии РСК “МиГ”. Договор был оформлен госкомпанией “Рособоронэкспорт” при одобрении Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС). Ныне Пекин планирует поставлять эти истребители в Азербайджан и Зимбабве, а заодно наладить его серийное производство в Пакистане. Интерес к истребителю уже проявили Бангладеш, Мьянма, Ливан, Иран, Малайзия, Марокко, Нигерия, Шри-Ланка и Алжир. По оценке китайцев и пакистанцев, всего на экспорт может быть продано до 800 таких самолетов. Самое поразительное – это никак не трогает российскую ФСВТС, которая готовит договор на поставку в Китай 100 двигателей для этих машин.

– Без наших двигателей масштабный экспорт китайских истребителей невозможен, – считает глава Центра АСТ Руслан Пухов. – Другое дело, что Китай в свойственной ему манере может поступить по-своему. Заключить договор, пообещав, что покупает для себя, а потом перепродать эти моторы, тем самым нанеся нам прямой убыток.

За последние два года военно-техническое сотрудничество России и Китая снизилось на 62%. Новых контрактов практически нет. Это при том, что Пекин когда-то считался стратегическим партнером Москвы в военно-технической сфере.

Newsland

.

Оставить комментарий

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .