Первым делом самолеты

Первым делом самолеты

Российско-индийская комиссия по военно-техническому сотрудничеству подготовила ряд соглашений, сообщил министр обороны Индии. В частности, стороны договорились модифицировать стоящие на вооружении индийской армии российские танки и самолеты. Решение по самому «болезненному» пункту – авианосцу «Адмирал Горшков» − так и не принято, зато несколько прояснилось будущее проекта по разработке истребителя пятого поколения.

Новый уговор о военно-техническом сотрудничестве промеж Россией и Индией на 2011–2020 годы будет подписан в декабре в ходе визита в Москву индийского премьер-министра Манмохана Сингха, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на министра обороны Араккапарамбила Куриана Энтони, возглавлявшего делегацию на очередном заседании российско-индийской Межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству.

Примечательно, что в ходе переговоров, судя по всему, не удалось достичь новой договоренности относительно модернизируемого по индийскому заказу авианосца «Адмирал Горшков» (INS Vikramaditya).

«По другим вопросам, включая проект авианесущего крейсера «Адмирал Горшков», мы будем продолжать переговоры для нахождения взаимовыгодных вариантов решения», − сообщил Энтони журналистам на итоговой пресс-конференции.

Напомним, ранее в СМИ со ссылкой на руководителей Рособоронэкспорта сообщалось, что стороны близки к соглашению о заключении нового контракта вместо действующего на сумму 2,9 млрд долларов против 974 миллионов, оговоренных в 2004 году. При этом комментаторы утверждают, что итоговая совокупность может приблизиться и к 4 млрд долларов – стоимости корабля аналогичного класса на рынке, хотя в принципе о «рыночной стоимости авианосца» разговаривать достаточно сложно.

Как заявил 7 октября «Интерфаксу» генеральный начальник ФГУП «Рособоронэкспорт» Анатолий Исайкин: «Финансирование контракта (по авианосцу «Адмирал Горшков» – прим. ред.) − это, разумеется, теперь основная тема переговоров. Здесь есть прогресс, веский прогресс. У нас есть все шансы для того, чтобы уже в ближайшее время благополучно завершить эти переговоры с взаимоприемлемым результатом». Но в то же время он отметил, что «длительное обсуждение связано, сначала всего, с тем, что выверялся каждый пункт по перечню дополнительных работ, а затем уже шла оценка каждого пункта этого перечня». Вероятнее всего, к визиту Энтони согласовать все пункты перечня не удалось.

Однако об отказе индийцев от проекта речи нет: в частности, программа производства самолетов для авиагруппы «Викрамадатьи» развивается успешно. 9 октября самолеты МиГ-29КУБ с российскими и индийскими опознавательными знаками совершили первые полеты с палубы авианосца «Адмирал Кузнецов» под управлением российских пилотов, а быстро к тренировкам приступят индийские экипажи.

Отметим, что переоснащение авианосца иностранного производства для полноценной эксплуатации российских самолетов стоит очень немалых денег: от половины до трети полной стоимости корабля.

Иной главный момент заседания – предварительная договоренность о совместной разработке истребителя пятого поколения . Казалось бы, прототип российского самолета уже на выходе, вот-вот должны начаться его испытания. Более того, начинает проясняться и его наружный облик. Как считается, наиболее точно ему соответствует набросок, приведенный в статье польского авиажурналиста Пера Бутовски, которая вышла в октябрьском номере французского журнала Air et Cosmos. На нем машина представлена как двухмоторный, двухкилевой самолет с ромбовидным крылом небольшого удлинения, круглыми (в отличие от плоских на американском F-22A) соплами двигателей и внутренним расположением вооружения. При этом его носовая доля достаточно сильно напоминает Су-35 и другие современные истребители фирмы «Сухой». Воздухозаборники двигателей − плоские и скошенные − сообразно требованиям малозаметности, крыло имеет развитый корневой наплыв.

Первым делом самолеты

В целом самолет обладает весьма гармоничным и своеобразным силуэтом, резко отличающимся от силуэтов американских аналогов.

Так о каком совместном истребителе идет речь? Ранее СМИ сообщали, что Индия разрабатывает собственный проект легкого истребителя пятого поколения, однако глядя на «успехи» в программе национального легкого боевого самолета LCA Tejas, ждать чудес от индийского авиапрома не приходится. Нынче, сообразно официальным индийским источникам, в качестве национального истребителя пятого поколения рассматривается самолет FGFA: фактически тот же истребитель «Сухой», приспособленный к индийским требованиям. То есть общий самолет наверняка будет развитием российского перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации, но с использованием индийской, российской и/или импортной авионики и, вероятно, индийских материалов.

Надобно отдать должное индусам: для своего «Теджаса» они разработали ряд вполне современных бортовых систем и освоили выпуск ряда конструкционных материалов, сперва всего композитных. Однако размещение нового оборудования на истребителе пятого поколения, спроектированного с учетом жестких требований малозаметности, – задание очень непростая, фактически равнозначная проектированию новой машины в контурах и габаритах имеющейся. При этом индийский FGFA при общей схожести будет заметно отличаться в деталях от российского аналога.

Собственно, от индийской стороны требуются две вещи: сформулировать, наконец, тактико-технические требования к самолету Положим, до сих пор неясно, будет он одно- или двухместным) и обеспечить российской стороне достаточное финансирование.

Получившийся в результате самолет, скорее всего, будет иметь очень неплохие экспортные перспективы, и, вероятно, строить экспортные машины в Индии будет дешевле, чем в Комсомольске-на-Амуре.

ВЗГЛЯД.РУ

.

Оставить комментарий

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .