За что мы делаем ракеты

За что мы делаем ракеты

На совещании в подмосковном Реутове на заводе Научно производственного объединения машиностроения президент Дмитрий Медведев вчера выразил негодование ходом модернизации оборонно-промышленного комплекса ( ОПК). По его мнению, из-за устаревших технологий падает качество вооружений, производимых на отечественных предприятиях, а от этого страдают и зарубежные покупатели, и заказчики внутри страны. Медведев поставил задачу создать к 2012 году технологический задел для перевооружения армии и флота. Столь сжатый срок смутил экспертов, которые считают, что предприятиям ОПК за два с небольшим года вряд ли удастся выполнить это поручение, потому что производство остается высокозатратным и за последние 20 лет новых технологий создали считаные единицы, и те в основном на базе советских разработок.

Тем не менее участники совещания в Реутове уверены, что модернизировать оборонку можно через сокращение издержек, а также коммерциализацию части заводов, как предложил министр промышленности и торговли Виктор Христенко.

Ракеты на ламповых процессорах

Прием модернизации оборонной промышленности Дмитрий Медведев видит в существенном сокращении стоимости производства вооружений. Он отметил, что чересчур высокая себестоимость выпускаемой продукции сказывается на конкурентоспособности отечественного оружия не только на мировом рынке, но и внутри страны. Президент назвал последние действия по модернизации ОПК латанием дыр и поручил правительству подготовить соответствующую федеральную целевую программу, которая была бы способна решить доля проблем и вывести оборонную промышленность на новый технологический уровень.

Пока технологического прорыва ждать не стоит. Даже те ракеты, которые вчера демонстрировали президенту на НПО машиностроения в качестве примера новейших разработок, корнями уходят в советское прошлое. Положим, это противокорабельная крылатая ракета семейства “Брамос”, созданная в рамках одноименной российско-индийской корпорации. По словам гендиректора предприятия Александра Леонова, она обладает уникальным сочетанием летно-технических характеристик и высокими показателями эффективности преодоления противоракетной и противовоздушной обороны. При этом противокорабельная крылатая ракета является усовершенствованной версией разработанной в 1980-е годы ракеты “Яхонт”.

Кстати, этими “Яхонтами” оснащают еще одну последнюю разработку отечественного ОПК, которую вчера продемонстрировали президенту, — береговой ракетный комплекс “Бастион”.

Источник “Газеты” на НПО машиностроения подтвердил, что все ракеты, которые выпускает предприятие, были разработаны в советские времена, а завод слегка отремонтировали лишь к приезду президента. ” На главной проходной даже поставили автоматически открывающиеся двери, — заметил собеседник “Газеты”, рассказывая о новых технологиях на заводе, и продолжил: — А если серьезно, все ракеты, которые делает завод, до сих пор летают на ламповых процессорах.

В принципе для их работы больше не нужно, но это все-таки прошлый век”.

Обновленные вооруженные силы могут остаться без оружия

Медведев напомнил, что через два месяца должна закончиться структурная модернизация Вооруженных сил, а вслед за ней должно последовать и техническое перевооружение армии и флота. Глава государства заявил, что к 2012 году обязан быть сделан серьезный задел в этом процессе. Однако цены на оружие отечественного производства до сих пор очень высоки даже для внутреннего рынка. Президент поручил руководителям оборонных предприятий задуматься о снижении издержек и предложить такие цены, которые позволили бы армии и флоту перейти к серийным, а не разовым закупкам техники.

Начальник Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок пояснил корреспонденту ” Газеты ” , что Вооруженные силы действительно закупают теперь технику и оружие в единичных экземплярах, остальное идет на экспорт. ” Мы можем поставлять десятки новых самолетов Индии, Китаю и на Близкий Восток, а собственной армии передали два, — развел он руками. — Считаю, что нужно пользоваться опытом США. Только что разработанное вооружение они 10 лет не поставляют даже лучшим друзьям, а обкатывают в собственной армии ” .

По открытым источникам, 80% выпускаемого оружия Россия отправляет на экспорт и 20% — на внутренний базар. Цыганок отметил, что американская модель дает огромное превосходство в любом вооруженном конфликте, в то время как российские солдаты вынуждены бороться морально и технически устаревшим оружием.

На это обратил внимание и президент на совещании в Реутове: ” В условиях конфликтов, которые, к сожалению, могут возникнуть даже в ситуациях, которых мы не прогнозируем, если по характеристикам вооружений нас будут превосходить, то здесь нам не поможет никакая стратегия, никакие тактические изыскания ” .

Доля ОПК отдадут в частные руки

Выступая на заседании, министр промышленности и торговли Виктор Христенко предложил частично коммерциализировать оборонные предприятия, что, по его мнению, позволит внедрять передовые технологии и конструктивные решения “в народно-хозяйственную продукцию, что должно повысить конкурентоспособность оборонных предприятий на общем рынке” и позитивно отразиться на выполнении оборонного заказа.

Экспертное сообщество поддерживает министра. Цыганок заявил, что соперничество промеж оборонными предприятиями позитивно скажется на качестве выпускаемой продукции: ” Необходимо создать два три крупных оборонных холдинга, которые будут соперничать приятель с другом, тогда и гособоронзаказ будет выполняться. К тому же это восполнит недостаточную элементную базу: мы до сих пор вынуждены приобретать шины на минском заводе ” .

Начальник департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев считает, что оборонный сектор станет более конкурентоспособным, если для производства определенных видов продукции привлекать приватный бизнес. ” Разумеется, речь не идет об отраслях, связанных с безопасностью государства, — сказал он ” Газете ” . — Но по остальным можно снять некоторые ограничения по доступу к гособоронзаказу. Приход частного бизнеса также позволил бы снизить цены в секторе”.

Гособоронзаказ поправят законодательно

На заседании в Подмосковье глава государства коснулся и законодательного обеспечения гособоронзаказа. Он отметил, что в последние годы его бюджет только растет, но необходимо “подготовить предельно четкие нормативы и регламенты по формированию и размещению государственного заказа, которые будут трудиться и не будут творить двусмысленностей, которые будут давать нам возможность эффективного контроля за выполнением тех заданий”.

Как сообщил “Газете” зампред думского комитета по обороне Михаил Бабич, принимавший участие в подготовке вчерашнего совещания, главный задачей законодателей и профильных министерств станет разработка комплекса мер, способных повлиять на ценообразование производимых в России вооружений.

” Для этого оборонным предприятиям должны быть предоставлены налоговые и иные льготы, содержаться долгосрочные контракты, — отметил депутат. — Необходимо наладить эффективную цепочку производства. Цены на вооружение также зависят от тарифов госмонополий и эффективного управления. Так что допуск на эти предприятия частного капитала мог бы привести к увеличению рынков сбыта, привлечению дополнительных инвестиций и созданию эффективного производства, отвечающего запросам Минобороны”.

Бабич уточнил, что теперь примерно все предприятия ОПК выпускают вооружения с завышенной по сравнению с первоначальной стоимостью. “Это происходит из-за того, что затягиваются сроки производства, вследствие чего растут тарифы. Расходы при эффективном руководстве можно снизить. Но главное — это совсем не урезание расходов, а творение современных оборонных предприятий”, — считает Михаил Бабич. По его словам, на законодательном уровне такая работа уже ведется.

Брак стал причиной последнего падения ” Булавы “

Причиной последнего неудачного пуска морской баллистической ракеты “Булава” является конструктивно-технологический недостаток рулевого агрегата первой ступени, сообщил вчера РИА “Новости” представитель ВПК, ближний к комиссии по расследованию причин последней аварии. Этот пуск был произведен 15 июля этого года с подводной лодки “Дмитрий Донской” в акватории Северного моря. Ракета самоликвидировалась потом нештатного срабатывания первой ступени. “По предварительным данным комиссии, причина нештатной ситуации — конструктивно-технологический недостаток рулевого агрегата первой ступени ракеты”, — сказал собеседник.

Всего проводилось 11 испытательных пусков ” Булавы ” , изкоторых 6 оказались неудачными.

Источник напомнил, что причиной предпоследней аварии ” Булавы ” был бракованный пиропатрон.

Замминистра обороны РФ Владимир Поповкин заявлял в сентябре, что независимая комиссия, созданная потом серии аварийных пусков морской стратегической ракеты ” Булава ” , не завершила работу. Поэтому пока испытаний не будет. Затем очередного неудачного пуска ракеты ” Булава ” была создана комиссия, которая проверяет технологию изготовления ракеты на всех этапах ее производства. Кроме того, была создана комиссия из независимых экспертов, которые представляют научные институты и фирмы, не задействованные в кооперации по разработке иизготовлению ” Булавы ” . По словам Поповкина, общее понимание причин неудачных пусков есть. Основная причина — неимение технологической дисциплины. Это не конструктивная оплошность, а отступление от требований технологического процесса.

Межконтинентальная баллистическая ракета морского базирования Р30 3М30 ” Булава-30 ” ( в международных договорах используется название РСМ-56, по классификации НАТО — SSNX-30) может нести до 10 ядерных блоков индивидуального наведения, мощностью до 150 килотонн каждый. Радиус действия ” Булавы ” — 8 тыс. километров. ” Булава ” должна стать в перспективе основой морских стратегических ядерных сил.

Как модернизировать оборонную промышленность?

Валерий Драганов, первый зампред комитета Госдумы по промышленности (фракция “Единая Россия”), член комиссии Госдумы по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение обороны и государственной безопасности РФ

Во-первых, следует ускорить коммерциализацию научных открытий, и для этого мы уже создали законодательную базу. Во-вторых, нужно открыть более широкие возможности для коммерциализации интеллектуальных продуктов, находящихся в закрытом, секретном режиме. Некоторые из них находятся в засекреченном состоянии по формальным основаниям. И, в-третьих, ВПК, как и любой иной сектор, пусть даже такой наукои производственно емкий, обязан создать внутри себя реальную конкуренцию для того, чтобы малый бизнес наравне со всеми получил доступ собственно в ВПК. Положим, General Motors (кстати, тоже ВПК) состоит из 40 тыс. мелких компаний.

Что касается сроков модернизации нашего оборонпрома, то вспоминается анекдот от Жванецкого: “Приехал наш человек в США и спрашивает: когда у вас здесь клубника появляется? Ему отвечают: в 6 утра”.

Так что вопрос сроков модернизации ВПК — это вопрос всей экономики. То есть нужно продолжать институциональные реформы и обеспечивать малому бизнесу одинаковый доступ к кредитам и к информационным и финансовым ресурсам.

Андрей Кокошин, первый зампред комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям, заместитель руководителя фракции “Единая Россия”, доктор исторических наук, ученый, академик РАН

Я теперь как раз еду с этого совещания. Действительно, теперь крайне важно осуществить комплексную модернизацию того сектора нашей экономики, который работает на производство вооружений и военной техники.

Как правило, это предприятия, которые одновременно выпускают и военную, и гражданскую продукцию, поэтому термин ” ОПК ” не совсем адекватен. Теперь в стране, в различных секторах промышленности, появились десятки молодых живо растущих предприятий, которые производят военную и гражданскую продукцию. В частности, это касается, скажем, компонентов электроники, лазерной техники, производства новых материалов.

Вот и нужно обратить на них особое внимание, и тогда многие из этих предприятий станут тем, что принято именовать точками роста. Разумеется, они должны находиться как в системе координат гособоронзаказа, так и в системе рыночных координат, выпуская конкурентоспособную гражданскую продук- цию, потому что это тесно взаимосвязано.

Я знаю такие предприятия, которые успешно конкурируют на международном рынке, получая заказы из-за границы. И они же работают на гособоронзаказ. Думаю, это и имеется в виду, когда идет речь о модернизации нашего оборонно-промышленного комплекса.

Виктор Глухих, член комитета Совета федерации по промышленной политике, президент Международного конгресса промышленников и предпринимателей

Если так и не сумели модернизировать автопром, то, наверное, очень тяжело будет модернизировать оборонную промышленность. До тех пор пока не будет прослеживаться четкая черта Минобороны в том, что же они реформируют и вообще какими хотят быть, то не жить никакому оборонпрому.

Любая задание, которая ставится перед промышленностью, должна быть государственной, а вот ход ее выполнения может быть разным. Минобороны — это один из госорганов, который, естественно, не может один определять всю политику государства.

То есть в сфере обороны страны у нас должна быть государственная политика. И если она будет системно создана, то тогда и будут ставиться конкретные задачи перед оборонной промышленностью, положим, что именно она должна сделать. А что не может сделать, значит, нужно покупать. Правда, если продадут.

Эдуард Воробьев, былой первый заместитель главнокомандующего Сухопутными войсками, былой зампред комитета Госдумы по обороне, генерал-полковник

Мы к этому пока не готовы. Задание перевода военной промышленности на рыночную экономику должна состоять не из того, чтобы творить новые рабочие места, потому что этим должно заниматься, скажем, Минздравсоцразвития. С одной стороны, нужно, чтобы наше Минобороны поставило задачу производить необходимые и ведущие виды продукции, которые нужны для обеспечения обороны и безопасности страны. То есть чтобы это была отечественная продукция. Но с иной стороны, необходимо сделать так, чтобы средства, которые выделяются для развития этих направлений, были бы эффективно использованы, что, на мой взор, может быть только в условиях перевода большого количества государственных унитарных предприятий (ГУПов) именно на рыночные отношения.

ГУПы — это как оковы на ногах, мешающие выбраться из этой ситуации. Там только рутина, безынициативность и тому подобное. Они не ведут разумную борьбу за выживание, а только подчиняются приказу.

Newsland

.

Оставить комментарий

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .