Нож, прыгающий, как блоха

Нож, прыгающий, как блоха

Мне хотелось бы рассказать читателю о своём складном ноже «Блоха». Эта работа появилась ровно 10 лет обратно. Я закончил её весной 1999 г.

В общем-то, «Блоха» не была обделена вниманием в СМИ, но кое-что всё же можно добавить. Для меня, в то время ещё относительно молодого мастера, это была действительно эпохальная работа. На её творение ушло примерно 2 года.

В знаменитой песенке о короле и блохе определённым образом отразился реальный аспект культуры в. Тогда в придворном и великосветском обществе сложился необыкновенный культ блохи. В ходу были модные блохоловки, представлявшие собой длинную тонкую стеклянную трубочку, запаянную с одного конца, с капелькой крови внутри для приманки. Когда очередное насекомое заползало внутрь, её убивали длинной иглой. Придворные дамы и кавалеры вели своеобразное соревнование в этой охоте.

Почему именно блоха стала вот таким вот «придворным» насекомым? То ли во дворцах, с их обилием ковров и бархата, при постоянном контакте с лошадьми и собаками, действительно было много этих кровососов, то ли просто условия существования в королевских покоях носили явно антисанитарный характер. Как бы то ни было, блоха прочно вошла в обиход аристократической жизни.

Нож, прыгающий, как блоха

Мне хотелось посвятить свою работу в. Веку расцвета оружейной механики. И оружейного украшательства. Никогда больше оружие не будет столь пышным. Да и не только оружие. Интерьеры, экипажи… «Галантный» век стал действительно последним во многих аспектах нашей жизни. Никогда больше европейские монархи не будут лично участвовать в битвах, командуя своими армиями. Даже большой Бонапарт уже руководил сражениями с безопасного расстояния.

Разумеется, не может быть сомнения в том, что оружейные технологии продвинулись невероятно вдали. Стрелковое оружие нашего времени технически очень совершенно. Но механика в., в моём представлении, как-то очень одухотворённа. Это не только оружие, но и часы, разные музыкальные шкатулки и т.п. Во всех вещах той эпохи чувствуется гениальность их создателей? Всё тогда было внове и очень творчески. Дума об этих мастерах прошлого, у которых мы учимся, чуть ли не всему, хотя в нашем распоряжении значительно больше возможностей, вдохновляла меня.

Нож, прыгающий, как блоха

Поэтому механика «Блохи», может быть, чуть более сложна, чем это нужно с точки зрения рациональности. Нож снабжён механизмом для открывания, который может трудиться в двух вариантах, В первом случае при нажатии на кнопку клинок открывается полностью. Эту кнопку можно вынуть, отведя запор, и, используя её, как ключ, переключить механизм в другое положение, при котором клинок при нажатии на вставленную на место кнопку будет лишь слегка выскакивать из рукояти, и дальше его нужно будет доводить вручную. Переключатель режимов находится сзади, вдали от самой кнопки, и догадаться о секрете, не зная его, очень трудно. Боевая пружина действует на растяжение. Чтобы преобразовать её линейное движение во вращательное движение клинка, служит цепочка из трёх шарнирно соединённых деталей. В этой конструкции клинок находится непрерывно под действием пружины. В отличие от большинства подобных, где пружина даёт только первоначальный толчок, а дальше клинок движется по инерции. Хотя есть и вторая пружина, вспомогательная, которая помогает главный в начале движения, чтобы сделать выбрасывание клинка более быстрым.

Эта построение и насекомое — герои нашего повествования, сосуществуют не нечаянно. Блоха, ведь, прыгает. Механика, как уже говорилось, является и функциональной, и смысловой, и художественной частью работы. Поэтому внешнему виду механизма уделялось большое внимание. Кстати, все его части калёные и все выточены из цельного куска металла. Чтобы сделать механизм доступным для обозрения, в конструкции ножа предусмотрена частичная разборка. Она производится без применения инструмента, поскольку не предполагается, что коллекционер должен быть ещё и слесарем. Для разборки, нажав на маленький выступ фиксатора, поворачивают запирающий ключ на верхней части спинки, затем чего можно снять и саму спинку, и обе деревянные боковые щёчки. Становится виден механизм.

Нож, прыгающий, как блоха

Чтобы разобрать нож дальше, нужны уже инструменты. Их комплект уложен совместно с ним в футляре. Эта традиция — снабжать изделие гарнитуром приспособлений — тоже из прошлого. Можно видать, положим, пистолеты, которые уложены совместно с пулелейкой и другим инвентарём. Правда, в традиции изготовления холодного оружия подобное не применялось. Я, видимо, оказался первым. В состав инструмента входят несколько отвёрток, одна из них одновременно — держатель для ключа. Молоточек, пинцет, ключик, выколотка. Словом всё, что нужно для полной разборки изделия.

Разумеется, вся эта «разбираемость» оказалась великий головной болью. Самое ужасное было тогда, когда детали не хотели вмещаться под кожух, или мешали приятель другу, несмотря на тщательные продумки. Но, к счастью, здесь всё удалось преодолеть.

Кажется, только в России готовы воспринимать холодное оружие как творение искусства. Для всего остального мира нож — это всего лишь нож. Творение искусства о чём-то говорит. В нашем случае на клинке на внутренней стороне изображена Блоха. Она — «герой моего романа», Чуть далеко на холме чей-то замок. На внешней стороне группа фигур. В центре человек в камзоле, треуголке и с тростью в руке. Я постарался придать ему величественную осанку, чтобы было понятно, что он и есть король.

Собственно, внешне европейский монарх в. ничем не отличался от многих своих подданных. Только манеры и выправка могли выделить короля. Этот образ короля — солдата того времени — для меня очень привлекателен, ведь именно столетие дало целую плеяду таких монархов. Это и наш Пётр Большой, и Карл Двенадцатый, и Большой Фриц — Фридрих Второй, и Людовик Пятнадцатый. Какая-то странная смесь средневековой авторитарности и нарождающейся демократии. Это и впрямь был самый пышный век, заключительный век уходившей эпохи.

Нож, прыгающий, как блоха

За фигурой короля видны другие фигуры. Степенная семейная пара, дровосек возвращается домой с вязанкой хвороста, кто-то дерётся на шпагах… Фон с французскими королевскими лилиями, обрамляющий комплект этих небольших сценок, создаёт чувство театрального занавеса. Живут на сцене куклы, живут созданные игрой актёра герои театральной постановки, живут люди. Или может только думают, что живут. Стремятся, надеются, достигают. И, внезапно, падает занавес. Вот и всё.

По краю рисунка надпись: «Жил был король когда то, при нём блоха жила». Песенка то ли шутовская, то ли грустная. Ведь веселящийся шут, скорее, драматический персонаж.

Философское настроение работы дополняют летящие по серебряному фону отделки рельефные листья. Листья — символ скоротечности и изменчивости бытия. Иногда, всего лишь несколько раз упадут они осенью с деревьев, а в жизни всё неузнаваемо переменится. Двести лет, кажется достаточно много, а вот если подумать, что это всего лишь двести осенних листопадов, возникает странное чувство.

Нож, прыгающий, как блоха

Остаётся, пожалуй, сказать только несколько слов о ларце. Он несёт в себе значительно меньшую смысловую нагрузку. Он выдержан в стилистике бюро или письменного стола той эпохи. Для его изготовления использовано дерево «макасар» — разновидность чёрного дерева. Замок снабжён двумя пружинками. Одна прижимает саму защёлку, другая — тот рычажок, за который нужно потянуть пальцем. В результате получается, что чувство от открывания состоит из двух этапов: сначала вы тянете подпружиненный язычок, а потом чувствуете резко возросшее противодействие, когда в работу включается вторая пружина, потом чего крышка открывается. Помоему, в сочетании с плавностью хода, это создаёт некоторую комфортность в ощущении.

Я давно думал повторить идею подобного складного ножа, разумеется, совершенно другого, с иной, как говорят, изюминкой, но вот пока за эти десять лет не сложилось. Хотя, слава Богу, есть удовлетворённость результатами творчества. Во мне живёт убеждённость в том, что работы рождаются не только по воле автора, но и подчиняясь некоему высшему распорядку. Что ж, посмотрим, как сложится в дальнейшем.

Михаил Жерядин, художник-оружейник

.

Оставить комментарий

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .